Здоровьесбережение

pamyatka

 

ПАМЯТКИ для родителей

 

 

snimok1

 

 

ПАМЯТКИ для детей

 

article366

 

ПАМЯТКИ для педагогов

 

 

Развитие здоровьесберегающей среды воспитательно-образовательного пространства через реализацию педагогических условий в МБОУДО «Центр детского творчества» Центрального района.

Здоровье детей является актуальной проблемой, чутким барометром социально-экономического развития страны. Проблемы здоровья детей нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом образовательном и воспитательном процессе отводится учреждениям дополнительного образования, которые могут и должны сделать образовательно-воспитательный процесс здоровье сберегающим. «Центр детского творчества» Центрального района и общество – сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни нашего учреждения, меняет структуру и содержание дополнительного образования.

Центр детского творчества является важнейшим звеном социализации личности, где среди прочих ценностей подростком усваивается и ценность здоровья, развивается культура здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья детей и молодежи в Кузбассе свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в динамике их индивидуального развития здоровья. Поэтому одной из основных стратегических задач Центра является создание здоровьесберегающего пространства как системы условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, обучающихся в Центре.

Программа развития Центра детского творчества строится на основе реализации личностно — ориентированной гуманистической педагогики, внедрения принципов, методов и эффективных технологий здоровьесберегающего образования и воспитания, а также развития культуры здорового образа жизни самих педагогов, включает организацию  специального здоровьесберегающего сопровождения. В деятельности конкретного педагога это воплощается в использовании  на занятиях здоровьесберегающих технологий на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.

Анализ использования здоровьесберегающих технологий в Центре детского творчества показал, что в инфраструктуре учреждения, в организации самого процесса обучения и воспитания проводится комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую среду, условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Организация создания здоровьесберегающей среды строится на следующих принципах: комплексности, систематичности. прогностичности.

Принцип комплексности предполагает вовлечение всех участников воспитательно-образовательного процесса в сферу подготовки обучающихся по вопросам культуры здоровья. Педагоги ориентируются не только на медицинские аспекты здоровья, они  учитывают психолого-педагогические аспекты развития личности ребёнка, его индивидуальные, возрастные особенности. В Центре детского творчества осуществляется комплексная взаимосвязь мероприятий по укреплению физического и психического здоровья с широкой программой просвещения и воспитания детей и их родителей. В учреждении проводится совместная работа специалистов НКЦ, специалистов по контролю за наркотиками, сотрудников УФС с педагогическим коллективом ЦДТ и родителями. Проводится разработка образовательных материалов, интегрирование занятий по здоровому образу жизни, досуговые мероприятия, способствующие формированию ЗОЖ, соблюдаются санитарно-гигиенические нормы  воспитательно-образовательного процесса.

Принцип системности предполагает систематическую, постоянную плановую работу всего педагогического коллектива в режиме учебного года по реализации выдвигаемых задач. Пропаганда культуры здоровья среди педагогов проводится через систематично проводимые педагогические советы, научно-методические семинары, лекции специалистов.

Принцип прогностичности предполагает изменение содержания деятельности в зависимости от меняющихся условий, мониторинга состояния здоровья обучающихся и педагогов. На практике это означает, что необходим поиск более адаптивных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Педагогический коллектив Центра ищет такие формы. Для этого ведется непрерывный поиск более продуктивных методов и форм внедрения здоровьесберегающих технологий. Опыт и результаты воспитательно-образовательного процесса в Центре детского творчества показывают, что мы на верном пути.

Достижение своей цели педагогический коллектив добивается через реализацию направлений: воспитательно-образовательная, диагностическая, профилактическая, опытно-экспериментальная, информационно-просветительская, координационная и оздоровительная работа.

Мероприятия по организации здоровьесберегающей среды Центра детского творчества Центрального района.

1 Развитие здоровьесберегающией среды воспитательно-образовательного пространства (педагогические условия). Реализация плана «Азбука здоровья».

2 Разработать механизмы конструктивного взаимодействия ЦДТ учреждениями здравоохранения и санэпиднадзора.

 

Внедрение и реализация программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических по МБОУДО «ЦДТ» Центрального района

3 Разработать рекомендации по формированию системы  знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации на сохранение здоровья  обучающихся. Создание информационной базы по здоровьесберегающим технологиям и созданию здоровьесберегающей среды в Центре.
4 Популяризировать формы работы ЦДТ по организации и оптимизации двигательной активности детей. Районные соревнования по разным видам спорта:

волейболу, баскетболу, лыжному спорту, тхэвондо, футболу, пешеходному туризму.

5 Реализовать дополнительные общеразвивающие программы физического развития личности. Реализация  дополнительных общеразвивающих  программ физкультурно-спортивной, технической и туристско-краеведческого направленностей.
6 Создание комфортного психологического климата в педагогическом коллективе. Проведение психологического практикума в рамках работы школы молодого педагога «К истокам мастерства».

Продолжение традиций Центра для педагогического коллектива.

С 2003 года в ЦДТ осуществляется работа по плану «Азбука здоровья». Цель – формирование и сохранение  здоровья обучающихся и педагогов в Центре детского творчества, создание здорового психолого – педагогического пространства через:

 

— организацию психоло – педагогического сопровождения (как системы социально – психологических условий для максимально успешного обучения и личностного развития каждого обучающегося);

 

—  создание и поддержание здорового психологического климата на занятиях и вне их;

 

—  сохранение психоэмоционального и личностного здоровья педагогов.

В рамках программы обучающиеся, педагог и родители получают знания по валеологии, приобщаются к здоровому образу жизни. Организована психопрофилактическая работа с родителями. Проведены родительские собрания: «Профилактика вредных зависимостей», «Преодоление трудностей в общении, вредных привычек», «Здоровый образ жизни семьи и ребенка», «Профилактика наркомании и табакокурения», «За здоровый образ жизни». Заключены и реализуются  договоры о совместной деятельности по просветительско – профилактической работе с городским центром профилактики и борьбы со СПИД, городским центром охраны репродуктивного здоровья, областным центром профилактики и борьбы со СПИД. Специалисты этих учреждений участвуют в проведении занятий для родителей, педагогов и обучающихся в ЦДТ.

Кроме этого, при организации воспитательно-образовательной деятельности по здоровьесберегающим технологиям практикуется проведение  концертных, развлекательных программ и профилактических мероприятий с привлечением учащихся школ Центрального района. Так, подростки из творческих объединений Центра стали активными участниками городской акции «Мы против СПИДа и наркотиков», проведен круглый стол «Профилактика правонарушений». В рамках акции проведены конкурсы плакатов, подготовлены стенные газеты, сочинения, выпущена газета Центра творчества, в которой проведен конкурс на лучшую статью по теме «О вреде наркотиков» в газете «Поколение NEXT».

Многие педагоги добавили к числу своих первоочередных образова­тельных задач задачу со­хранения и поддержания здоровья обучающихся в про­цессе учения и досуга (пер­вый шаг валеологизации образовательной деятель­ности, валеологизации учебного и досугового за­нятия).

Формирование культуры здоровья осуществляется во всех творческих объединениях Центра детского творчества, особенно в объединениях:

— Клуб спортивных игр,

— «Футбол»,

— «Я и мое здоровье»,

— Клуб «Подросток»,

— Клуб «Эдельвейс»,

— «Горный туризм»,

— «Вдохновение»»,

— «Экологические игры»,

— «Юный эколог»,

— творческое объединение туристов и краеведов «Кузбасс».

Значительная часть мероприятий спортивной направленности проводится в объединениях технической, физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленностей. Они ориентированы на совершенствование физического здоровья детей, формирование практических навыков здорового образа жизни, умения противостоять негативному воздействию окружающей среды. Занятия в спортивных, технических и туристско-краеведческих  творческих объединениях существенно влияют на сохранение и улучшение здоровья обучающихся. Грамотно организованный воспитательно-образовательный процесс способствует правильному распределению физической нагрузки на детский организм, что способствует физическому совершенству обучающихся.

В объединениях физкультурно-спортивной, спортивно-технической направленности  совместная деятельность детей и взрослых устанавливает соответствующий стиль взаимоотношений, нравственный и творческий микроклимат, а это особенно важно для подростков и юношей. Участие в соревнованиях разного уровня воспитывают в ребятах волевые качества, стремление к самосовершенствованию и улучшению свое спортивной формы.

Туристско – краеведческая работа – одна из форм организации детского досуга, которая обогащает опытом самостоятельной жизни, учит ребенка ответственности за себя и других, расширяет представление о мире и о людях, прививает практические навыки выживания в экстремальных условиях.

Обеспеченность оздоровительной работы кадрами.

Направленность Число педагогов
Физкультурно-спортивная 5
Техническая 3
Туристско-краеведческая 4
Хореографы 7

С помощью физической культуры формируется всесторонне и гармонически развитый человек. Согласно ряду исследований, физическая культура оказывает заметное влияние на эффективность трудовой деятельности, на снижение заболеваемости. Всего в Центре детского творчества работают 58 педагогов дополнительного образования. Из них 46,6 %  педагогов проводят оздоровительную работу с детьми.  Оставшиеся 53,7 % (32 чел)  педагогов совместно с обучающимися организуют и осуществляют мероприятия, направленные на сохранение здоровья, профилактику заболеваний и употребления ПАВ.

Список творческих объединений наиболее активно, принимающих участие в проведении

профилактических мероприятий и  мотивации здорового образа жизни:

№ п\п Название творческого объединения Ф.И.О. педагога Содержание деятельности
1. Социально –

Театрально-игровая студия «Сюрприз»

Дриждь Д.П. Игровая деятельность со школьниками Центрального района, организация спортивных конкурсов, праздников на воздухе, работа в трудовой бригаде в летний период по организации летних досуговых программ и т.п.
2. Театрально-игровая студия  «Праздник» Завьялова С.Е. Организация досугово-массовых мероприятий для больных и инвалидов, для детей и взрослых Центрального района.
4. Детская организация «Армия жизни» Казаков И. О. Объединение детских лидеров школ Центрального района, проведение и участие в социальных проектах, акциях, конкурсах и праздниках. Проведение пропагандистской работы о здоровом образе жизни, организация праздно проводящих время подростков Центрального района.
5. Творческое объединение «Сделай себя сам» Васильченко Л.П. Проведение рекламных акций по здоровому образу жизни, организация конкурсов красоты для девочек Центрального района.
6. Творческое объединение «Волонтеры» Нестерова А.В. Организация противонаркотических акций, пропагандирование здорового образа жизни, практическая помощь больным и инвалидам, организация концертов для ветеранов и инвалидов.
7. Пресс – центр

«Поколение Nехt»

Устянина З.Ю. Выпуск районных газет «Поколение Nехt» и «Старая гвардия»
8. Клуб «Подросток» Дриждь Д.П. Работа по организации реабилитационной работы с детьми «группы риска», противонаркотические акции.

При организации образовательной деятельности практикуется проведение концертных, развлекательных программ и профилактических мероприятий для сменного состава контингента. Все мероприятия несут информационное, целенаправленное содержание, формирующее у обучающегося мотивацию здорового образа жизни. При этом педагоги не читают скучных нотаций и не пугают ужасами употребления ПАВ. Обучающиеся вовлекаются в совместную деятельность, где проходит полноценное общение со сверстниками, старшими и младшими детьми. В процессе подготовки и проведения дел педагоги выстраивают личностно-ориентированное взаимодействие, пробуждают совместную заинтересованность в успехе. При этом каждая игровая программа, беседа, конкурс и т.п. ориентированы на возрастные особенности, физические  возможности обучающихся, учитывает уровень мотивации здорового образа жизни. Особенно для аудитории детей, которые имеют не­достаточное понимание необ­ходимости собственного участия в деле сохранения и укрепления своего здоро­вья…

 

Все педагоги Центра детского творчества стремятся включать в воспитательно-образовательный процесс как можно разнообразные формы профилактических и укрепляющих здоровье детей мероприятий, ищут методы и средства организации продуктивной совместной деятельности детей и взрослых.

 

Для формирования комфортного психологического климата в ученическом  коллективе в отделах, в творческих объединениях проводятся праздники, игровые программы, что является актив­ным аутотренинговым ме­тодом вовлечения детей в ак­тивно-коллективные виды деятельности, предполага­ющие наличие смеха, раско­ванности, переход от обще­го негативного к позитив­ному состоянию играющих, установку на приятное и полезное. Одновременно вся педагогическая деятельность направлена на:

  • повышение контроля за состоянием здоровья де­тей (все обучающиеся физкультурно-спортивного, спортивно-технического, туристско-краеведческого направлений, хореографических коллективов приносят допуск врача);
  • осознание необходи­мости физических умений (увеличивают число подвижных игр, заданий с движениями, перенос занятий в по­мещении к занятиям на воз­духе),
  • овладение способнос­тью управлять собственны­ми эмоциями, осознанно контролировать эмоцио­нальную сферу жизнедея­тельности, пользоваться ею, как регулятором в по­строении здоровьесберегающего межличностного общения и в различных формах самоорганизации;
  • соответствие всем требованиям санитарных норм учебных помещений (каждый кабинет оборудован современной мебелью в соответствии с направлением деятельности и возраста обучающихся, оптимально освещен, проветривается перед каждым занятием);
  • осознание значимости и ценности в здоровом об­разе жизни традиций (семейных или народных).

В каждом творческом объединении проводятся мероприятия по реализации двигательной активности ребенка: физминутки, подвижные игры, танцевальные конкурсы, прогулки на природу, экскурсии и т.д. Обучение в некоторых творческих объединениях художественно-эстетического направления помогает коррекции и реабилитации здоровья обучающихся: духовой и оркестр джазовой музыки (лечит астму, дыхательные заболевания), вокал (лечит дыхательные заболевания и некоторые болезни связанные с со слухом и голосом), хореография (корректирует осанку), лепка и керамика (развитие моторики рук) и т.д. Имеют здоровьесберегающее значение фольк­лорные игры: песенное или танцевальное, прикладное и декламационное творче­ство. Творчес­кую деятельность детей современные психо­логии, педагоги, валеологи и даже биологи склонны называть не случайно про­цедурами «этнотерапии», так как в творчестве укрепляется эмоциональное здоровье.

© 2016 650066, г. Кемерово, пр. Октябрьский , дом 8. телефон-факс / 8-384-2 / 52-16-12,cdtcr@mail.ru Информация публикуется в соответствии с ФЗ № 152 "О персональных данных" от 27.07.2006г. и с согласия субъектов персональных данных
наверх