Здоровьесбережение

Листовка «Дети на воде»
pamyatka

 

ПАМЯТКИ для родителей

 

 

snimok1

 

 

ПАМЯТКИ для детей

 

article366

 

ПАМЯТКИ для педагогов

 

 

Развитие здоровьесберегающей среды воспитательно-образовательного пространства через реализацию педагогических условий в МБОУДО «Центр детского творчества» Центрального района.

Здоровье детей является актуальной проблемой, чутким барометром социально-экономического развития страны. Проблемы здоровья детей нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом образовательном и воспитательном процессе отводится учреждениям дополнительного образования, которые могут и должны сделать образовательно-воспитательный процесс здоровье сберегающим. «Центр детского творчества» Центрального района и общество – сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни нашего учреждения, меняет структуру и содержание дополнительного образования.

Центр детского творчества является важнейшим звеном социализации личности, где среди прочих ценностей подростком усваивается и ценность здоровья, развивается культура здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья детей и молодежи в Кузбассе свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в динамике их индивидуального развития здоровья. Поэтому одной из основных стратегических задач Центра является создание здоровьесберегающего пространства как системы условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, обучающихся в Центре.

Программа развития Центра детского творчества строится на основе реализации личностно — ориентированной гуманистической педагогики, внедрения принципов, методов и эффективных технологий здоровьесберегающего образования и воспитания, а также развития культуры здорового образа жизни самих педагогов, включает организацию  специального здоровьесберегающего сопровождения. В деятельности конкретного педагога это воплощается в использовании  на занятиях здоровьесберегающих технологий на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.

Анализ использования здоровьесберегающих технологий в Центре детского творчества показал, что в инфраструктуре учреждения, в организации самого процесса обучения и воспитания проводится комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую среду, условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Организация создания здоровьесберегающей среды строится на следующих принципах: комплексности, систематичности. прогностичности.

Принцип комплексности предполагает вовлечение всех участников воспитательно-образовательного процесса в сферу подготовки обучающихся по вопросам культуры здоровья. Педагоги ориентируются не только на медицинские аспекты здоровья, они  учитывают психолого-педагогические аспекты развития личности ребёнка, его индивидуальные, возрастные особенности. В Центре детского творчества осуществляется комплексная взаимосвязь мероприятий по укреплению физического и психического здоровья с широкой программой просвещения и воспитания детей и их родителей. В учреждении проводится совместная работа специалистов НКЦ, специалистов по контролю за наркотиками, сотрудников УФС с педагогическим коллективом ЦДТ и родителями. Проводится разработка образовательных материалов, интегрирование занятий по здоровому образу жизни, досуговые мероприятия, способствующие формированию ЗОЖ, соблюдаются санитарно-гигиенические нормы  воспитательно-образовательного процесса.

Принцип системности предполагает систематическую, постоянную плановую работу всего педагогического коллектива в режиме учебного года по реализации выдвигаемых задач. Пропаганда культуры здоровья среди педагогов проводится через систематично проводимые педагогические советы, научно-методические семинары, лекции специалистов.

Принцип прогностичности предполагает изменение содержания деятельности в зависимости от меняющихся условий, мониторинга состояния здоровья обучающихся и педагогов. На практике это означает, что необходим поиск более адаптивных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Педагогический коллектив Центра ищет такие формы. Для этого ведется непрерывный поиск более продуктивных методов и форм внедрения здоровьесберегающих технологий. Опыт и результаты воспитательно-образовательного процесса в Центре детского творчества показывают, что мы на верном пути.

Достижение своей цели педагогический коллектив добивается через реализацию направлений: воспитательно-образовательная, диагностическая, профилактическая, опытно-экспериментальная, информационно-просветительская, координационная и оздоровительная работа.

Мероприятия по организации здоровьесберегающей среды Центра детского творчества Центрального района.

1 Развитие здоровьесберегающией среды воспитательно-образовательного пространства (педагогические условия). Реализация плана «Азбука здоровья».

2 Разработать механизмы конструктивного взаимодействия ЦДТ учреждениями здравоохранения и санэпиднадзора.

 

Внедрение и реализация программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических по МБОУДО «ЦДТ» Центрального района

3 Разработать рекомендации по формированию системы  знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации на сохранение здоровья  обучающихся. Создание информационной базы по здоровьесберегающим технологиям и созданию здоровьесберегающей среды в Центре.
4 Популяризировать формы работы ЦДТ по организации и оптимизации двигательной активности детей. Районные соревнования по разным видам спорта:

волейболу, баскетболу, лыжному спорту, тхэвондо, футболу, пешеходному туризму.

5 Реализовать дополнительные общеразвивающие программы физического развития личности. Реализация  дополнительных общеразвивающих  программ физкультурно-спортивной, технической и туристско-краеведческого направленностей.
6 Создание комфортного психологического климата в педагогическом коллективе. Проведение психологического практикума в рамках работы школы молодого педагога «К истокам мастерства».

Продолжение традиций Центра для педагогического коллектива.

С 2003 года в ЦДТ осуществляется работа по плану «Азбука здоровья». Цель – формирование и сохранение  здоровья обучающихся и педагогов в Центре детского творчества, создание здорового психолого – педагогического пространства через:

 

— организацию психоло – педагогического сопровождения (как системы социально – психологических условий для максимально успешного обучения и личностного развития каждого обучающегося);

 

—  создание и поддержание здорового психологического климата на занятиях и вне их;

 

—  сохранение психоэмоционального и личностного здоровья педагогов.

В рамках программы обучающиеся, педагог и родители получают знания по валеологии, приобщаются к здоровому образу жизни. Организована психопрофилактическая работа с родителями. Проведены родительские собрания: «Профилактика вредных зависимостей», «Преодоление трудностей в общении, вредных привычек», «Здоровый образ жизни семьи и ребенка», «Профилактика наркомании и табакокурения», «За здоровый образ жизни». Заключены и реализуются  договоры о совместной деятельности по просветительско – профилактической работе с городским центром профилактики и борьбы со СПИД, городским центром охраны репродуктивного здоровья, областным центром профилактики и борьбы со СПИД. Специалисты этих учреждений участвуют в проведении занятий для родителей, педагогов и обучающихся в ЦДТ.

Кроме этого, при организации воспитательно-образовательной деятельности по здоровьесберегающим технологиям практикуется проведение  концертных, развлекательных программ и профилактических мероприятий с привлечением учащихся школ Центрального района. Так, подростки из творческих объединений Центра стали активными участниками городской акции «Мы против СПИДа и наркотиков», проведен круглый стол «Профилактика правонарушений». В рамках акции проведены конкурсы плакатов, подготовлены стенные газеты, сочинения, выпущена газета Центра творчества, в которой проведен конкурс на лучшую статью по теме «О вреде наркотиков» в газете «Поколение NEXT».

Многие педагоги добавили к числу своих первоочередных образова­тельных задач задачу со­хранения и поддержания здоровья обучающихся в про­цессе учения и досуга (пер­вый шаг валеологизации образовательной деятель­ности, валеологизации учебного и досугового за­нятия).

Значительная часть мероприятий спортивной направленности проводится в объединениях технической, физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленностей. Они ориентированы на совершенствование физического здоровья детей, формирование практических навыков здорового образа жизни, умения противостоять негативному воздействию окружающей среды. Занятия в спортивных, технических и туристско-краеведческих  творческих объединениях существенно влияют на сохранение и улучшение здоровья обучающихся. Грамотно организованный воспитательно-образовательный процесс способствует правильному распределению физической нагрузки на детский организм, что способствует физическому совершенству обучающихся.

В объединениях физкультурно-спортивной, спортивно-технической направленности  совместная деятельность детей и взрослых устанавливает соответствующий стиль взаимоотношений, нравственный и творческий микроклимат, а это особенно важно для подростков и юношей. Участие в соревнованиях разного уровня воспитывают в ребятах волевые качества, стремление к самосовершенствованию и улучшению свое спортивной формы.

Туристско – краеведческая работа – одна из форм организации детского досуга, которая обогащает опытом самостоятельной жизни, учит ребенка ответственности за себя и других, расширяет представление о мире и о людях, прививает практические навыки выживания в экстремальных условиях.

Обеспеченность оздоровительной работы кадрами.

Направленность Число педагогов
Физкультурно-спортивная 5
Техническая 3
Туристско-краеведческая 4
Хореографы 7

С помощью физической культуры формируется всесторонне и гармонически развитый человек. Согласно ряду исследований, физическая культура оказывает заметное влияние на эффективность трудовой деятельности, на снижение заболеваемости. Всего в Центре детского творчества работают 58 педагогов дополнительного образования. Из них 46,6 %  педагогов проводят оздоровительную работу с детьми.  Оставшиеся 53,7 % (32 чел)  педагогов совместно с обучающимися организуют и осуществляют мероприятия, направленные на сохранение здоровья, профилактику заболеваний и употребления ПАВ.

При организации образовательной деятельности практикуется проведение концертных, развлекательных программ и профилактических мероприятий для сменного состава контингента. Все мероприятия несут информационное, целенаправленное содержание, формирующее у обучающегося мотивацию здорового образа жизни. При этом педагоги не читают скучных нотаций и не пугают ужасами употребления ПАВ. Обучающиеся вовлекаются в совместную деятельность, где проходит полноценное общение со сверстниками, старшими и младшими детьми. В процессе подготовки и проведения дел педагоги выстраивают личностно-ориентированное взаимодействие, пробуждают совместную заинтересованность в успехе. При этом каждая игровая программа, беседа, конкурс и т.п. ориентированы на возрастные особенности, физические  возможности обучающихся, учитывает уровень мотивации здорового образа жизни. Особенно для аудитории детей, которые имеют не­достаточное понимание необ­ходимости собственного участия в деле сохранения и укрепления своего здоро­вья…

 

Все педагоги Центра детского творчества стремятся включать в воспитательно-образовательный процесс как можно разнообразные формы профилактических и укрепляющих здоровье детей мероприятий, ищут методы и средства организации продуктивной совместной деятельности детей и взрослых.

 

Для формирования комфортного психологического климата в ученическом  коллективе в отделах, в творческих объединениях проводятся праздники, игровые программы, что является актив­ным аутотренинговым ме­тодом вовлечения детей в ак­тивно-коллективные виды деятельности, предполага­ющие наличие смеха, раско­ванности, переход от обще­го негативного к позитив­ному состоянию играющих, установку на приятное и полезное. Одновременно вся педагогическая деятельность направлена на:

  • повышение контроля за состоянием здоровья де­тей (все обучающиеся физкультурно-спортивного, спортивно-технического, туристско-краеведческого направлений, хореографических коллективов приносят допуск врача);
  • осознание необходи­мости физических умений (увеличивают число подвижных игр, заданий с движениями, перенос занятий в по­мещении к занятиям на воз­духе),
  • овладение способнос­тью управлять собственны­ми эмоциями, осознанно контролировать эмоцио­нальную сферу жизнедея­тельности, пользоваться ею, как регулятором в по­строении здоровьесберегающего межличностного общения и в различных формах самоорганизации;
  • соответствие всем требованиям санитарных норм учебных помещений (каждый кабинет оборудован современной мебелью в соответствии с направлением деятельности и возраста обучающихся, оптимально освещен, проветривается перед каждым занятием);
  • осознание значимости и ценности в здоровом об­разе жизни традиций (семейных или народных).

В каждом творческом объединении проводятся мероприятия по реализации двигательной активности ребенка: физминутки, подвижные игры, танцевальные конкурсы, прогулки на природу, экскурсии и т.д. Обучение в некоторых творческих объединениях художественно-эстетического направления помогает коррекции и реабилитации здоровья обучающихся: духовой и оркестр джазовой музыки (лечит астму, дыхательные заболевания), вокал (лечит дыхательные заболевания и некоторые болезни связанные с со слухом и голосом), хореография (корректирует осанку), лепка и керамика (развитие моторики рук) и т.д. Имеют здоровьесберегающее значение фольк­лорные игры: песенное или танцевальное, прикладное и декламационное творче­ство. Творчес­кую деятельность детей современные психо­логии, педагоги, валеологи и даже биологи склонны называть не случайно про­цедурами «этнотерапии», так как в творчестве укрепляется эмоциональное здоровье.

© 2016 650066, г. Кемерово, пр. Октябрьский, дом 8. телефон-факс / 8-384-2 / 52-16-12, cdtcr@mail.ru Информация публикуется в соответствии с ФЗ № 152 "О персональных данных" от 27.07.2006г. и с согласия субъектов персональных данных
наверх