Листовка «Дети на воде» | ||
|
|
|
Развитие здоровьесберегающей среды воспитательно-образовательного пространства через реализацию педагогических условий в МБОУДО «Центр детского творчества» Центрального района.
Здоровье детей является актуальной проблемой, чутким барометром социально-экономического развития страны. Проблемы здоровья детей нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом образовательном и воспитательном процессе отводится учреждениям дополнительного образования, которые могут и должны сделать образовательно-воспитательный процесс здоровье сберегающим. «Центр детского творчества» Центрального района и общество – сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни нашего учреждения, меняет структуру и содержание дополнительного образования.
Центр детского творчества является важнейшим звеном социализации личности, где среди прочих ценностей подростком усваивается и ценность здоровья, развивается культура здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья детей и молодежи в Кузбассе свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в динамике их индивидуального развития здоровья. Поэтому одной из основных стратегических задач Центра является создание здоровьесберегающего пространства как системы условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, обучающихся в Центре.
Программа развития Центра детского творчества строится на основе реализации личностно — ориентированной гуманистической педагогики, внедрения принципов, методов и эффективных технологий здоровьесберегающего образования и воспитания, а также развития культуры здорового образа жизни самих педагогов, включает организацию специального здоровьесберегающего сопровождения. В деятельности конкретного педагога это воплощается в использовании на занятиях здоровьесберегающих технологий на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.
Анализ использования здоровьесберегающих технологий в Центре детского творчества показал, что в инфраструктуре учреждения, в организации самого процесса обучения и воспитания проводится комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую среду, условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Организация создания здоровьесберегающей среды строится на следующих принципах: комплексности, систематичности. прогностичности.
Принцип комплексности предполагает вовлечение всех участников воспитательно-образовательного процесса в сферу подготовки обучающихся по вопросам культуры здоровья. Педагоги ориентируются не только на медицинские аспекты здоровья, они учитывают психолого-педагогические аспекты развития личности ребёнка, его индивидуальные, возрастные особенности. В Центре детского творчества осуществляется комплексная взаимосвязь мероприятий по укреплению физического и психического здоровья с широкой программой просвещения и воспитания детей и их родителей. В учреждении проводится совместная работа специалистов НКЦ, специалистов по контролю за наркотиками, сотрудников УФС с педагогическим коллективом ЦДТ и родителями. Проводится разработка образовательных материалов, интегрирование занятий по здоровому образу жизни, досуговые мероприятия, способствующие формированию ЗОЖ, соблюдаются санитарно-гигиенические нормы воспитательно-образовательного процесса.
Принцип системности предполагает систематическую, постоянную плановую работу всего педагогического коллектива в режиме учебного года по реализации выдвигаемых задач. Пропаганда культуры здоровья среди педагогов проводится через систематично проводимые педагогические советы, научно-методические семинары, лекции специалистов.
Принцип прогностичности предполагает изменение содержания деятельности в зависимости от меняющихся условий, мониторинга состояния здоровья обучающихся и педагогов. На практике это означает, что необходим поиск более адаптивных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Педагогический коллектив Центра ищет такие формы. Для этого ведется непрерывный поиск более продуктивных методов и форм внедрения здоровьесберегающих технологий. Опыт и результаты воспитательно-образовательного процесса в Центре детского творчества показывают, что мы на верном пути.
Достижение своей цели педагогический коллектив добивается через реализацию направлений: воспитательно-образовательная, диагностическая, профилактическая, опытно-экспериментальная, информационно-просветительская, координационная и оздоровительная работа.
Мероприятия по организации здоровьесберегающей среды Центра детского творчества Центрального района.
1 | Развитие здоровьесберегающией среды воспитательно-образовательного пространства (педагогические условия). | Реализация плана «Азбука здоровья». |
2 | Разработать механизмы конструктивного взаимодействия ЦДТ учреждениями здравоохранения и санэпиднадзора. |
Внедрение и реализация программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических по МБОУДО «ЦДТ» Центрального района |
3 | Разработать рекомендации по формированию системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации на сохранение здоровья обучающихся. | Создание информационной базы по здоровьесберегающим технологиям и созданию здоровьесберегающей среды в Центре. |
4 | Популяризировать формы работы ЦДТ по организации и оптимизации двигательной активности детей. | Районные соревнования по разным видам спорта:
волейболу, баскетболу, лыжному спорту, тхэвондо, футболу, пешеходному туризму. |
5 | Реализовать дополнительные общеразвивающие программы физического развития личности. | Реализация дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной, технической и туристско-краеведческого направленностей. |
6 | Создание комфортного психологического климата в педагогическом коллективе. | Проведение психологического практикума в рамках работы школы молодого педагога «К истокам мастерства».
Продолжение традиций Центра для педагогического коллектива. |
С 2003 года в ЦДТ осуществляется работа по плану «Азбука здоровья». Цель – формирование и сохранение здоровья обучающихся и педагогов в Центре детского творчества, создание здорового психолого – педагогического пространства через:
— организацию психоло – педагогического сопровождения (как системы социально – психологических условий для максимально успешного обучения и личностного развития каждого обучающегося);
— создание и поддержание здорового психологического климата на занятиях и вне их;
— сохранение психоэмоционального и личностного здоровья педагогов.
В рамках программы обучающиеся, педагог и родители получают знания по валеологии, приобщаются к здоровому образу жизни. Организована психопрофилактическая работа с родителями. Проведены родительские собрания: «Профилактика вредных зависимостей», «Преодоление трудностей в общении, вредных привычек», «Здоровый образ жизни семьи и ребенка», «Профилактика наркомании и табакокурения», «За здоровый образ жизни». Заключены и реализуются договоры о совместной деятельности по просветительско – профилактической работе с городским центром профилактики и борьбы со СПИД, городским центром охраны репродуктивного здоровья, областным центром профилактики и борьбы со СПИД. Специалисты этих учреждений участвуют в проведении занятий для родителей, педагогов и обучающихся в ЦДТ.
Кроме этого, при организации воспитательно-образовательной деятельности по здоровьесберегающим технологиям практикуется проведение концертных, развлекательных программ и профилактических мероприятий с привлечением учащихся школ Центрального района. Так, подростки из творческих объединений Центра стали активными участниками городской акции «Мы против СПИДа и наркотиков», проведен круглый стол «Профилактика правонарушений». В рамках акции проведены конкурсы плакатов, подготовлены стенные газеты, сочинения, выпущена газета Центра творчества, в которой проведен конкурс на лучшую статью по теме «О вреде наркотиков» в газете «Поколение NEXT».
Многие педагоги добавили к числу своих первоочередных образовательных задач задачу сохранения и поддержания здоровья обучающихся в процессе учения и досуга (первый шаг валеологизации образовательной деятельности, валеологизации учебного и досугового занятия).
Значительная часть мероприятий спортивной направленности проводится в объединениях технической, физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленностей. Они ориентированы на совершенствование физического здоровья детей, формирование практических навыков здорового образа жизни, умения противостоять негативному воздействию окружающей среды. Занятия в спортивных, технических и туристско-краеведческих творческих объединениях существенно влияют на сохранение и улучшение здоровья обучающихся. Грамотно организованный воспитательно-образовательный процесс способствует правильному распределению физической нагрузки на детский организм, что способствует физическому совершенству обучающихся.
В объединениях физкультурно-спортивной, спортивно-технической направленности совместная деятельность детей и взрослых устанавливает соответствующий стиль взаимоотношений, нравственный и творческий микроклимат, а это особенно важно для подростков и юношей. Участие в соревнованиях разного уровня воспитывают в ребятах волевые качества, стремление к самосовершенствованию и улучшению свое спортивной формы.
Туристско – краеведческая работа – одна из форм организации детского досуга, которая обогащает опытом самостоятельной жизни, учит ребенка ответственности за себя и других, расширяет представление о мире и о людях, прививает практические навыки выживания в экстремальных условиях.
Обеспеченность оздоровительной работы кадрами.
Направленность | Число педагогов |
Физкультурно-спортивная | 5 |
Техническая | 3 |
Туристско-краеведческая | 4 |
Хореографы | 7 |
С помощью физической культуры формируется всесторонне и гармонически развитый человек. Согласно ряду исследований, физическая культура оказывает заметное влияние на эффективность трудовой деятельности, на снижение заболеваемости. Всего в Центре детского творчества работают 58 педагогов дополнительного образования. Из них 46,6 % педагогов проводят оздоровительную работу с детьми. Оставшиеся 53,7 % (32 чел) педагогов совместно с обучающимися организуют и осуществляют мероприятия, направленные на сохранение здоровья, профилактику заболеваний и употребления ПАВ.
При организации образовательной деятельности практикуется проведение концертных, развлекательных программ и профилактических мероприятий для сменного состава контингента. Все мероприятия несут информационное, целенаправленное содержание, формирующее у обучающегося мотивацию здорового образа жизни. При этом педагоги не читают скучных нотаций и не пугают ужасами употребления ПАВ. Обучающиеся вовлекаются в совместную деятельность, где проходит полноценное общение со сверстниками, старшими и младшими детьми. В процессе подготовки и проведения дел педагоги выстраивают личностно-ориентированное взаимодействие, пробуждают совместную заинтересованность в успехе. При этом каждая игровая программа, беседа, конкурс и т.п. ориентированы на возрастные особенности, физические возможности обучающихся, учитывает уровень мотивации здорового образа жизни. Особенно для аудитории детей, которые имеют недостаточное понимание необходимости собственного участия в деле сохранения и укрепления своего здоровья…
Все педагоги Центра детского творчества стремятся включать в воспитательно-образовательный процесс как можно разнообразные формы профилактических и укрепляющих здоровье детей мероприятий, ищут методы и средства организации продуктивной совместной деятельности детей и взрослых.
Для формирования комфортного психологического климата в ученическом коллективе в отделах, в творческих объединениях проводятся праздники, игровые программы, что является активным аутотренинговым методом вовлечения детей в активно-коллективные виды деятельности, предполагающие наличие смеха, раскованности, переход от общего негативного к позитивному состоянию играющих, установку на приятное и полезное. Одновременно вся педагогическая деятельность направлена на:
- повышение контроля за состоянием здоровья детей (все обучающиеся физкультурно-спортивного, спортивно-технического, туристско-краеведческого направлений, хореографических коллективов приносят допуск врача);
- осознание необходимости физических умений (увеличивают число подвижных игр, заданий с движениями, перенос занятий в помещении к занятиям на воздухе),
- овладение способностью управлять собственными эмоциями, осознанно контролировать эмоциональную сферу жизнедеятельности, пользоваться ею, как регулятором в построении здоровьесберегающего межличностного общения и в различных формах самоорганизации;
- соответствие всем требованиям санитарных норм учебных помещений (каждый кабинет оборудован современной мебелью в соответствии с направлением деятельности и возраста обучающихся, оптимально освещен, проветривается перед каждым занятием);
- осознание значимости и ценности в здоровом образе жизни традиций (семейных или народных).
В каждом творческом объединении проводятся мероприятия по реализации двигательной активности ребенка: физминутки, подвижные игры, танцевальные конкурсы, прогулки на природу, экскурсии и т.д. Обучение в некоторых творческих объединениях художественно-эстетического направления помогает коррекции и реабилитации здоровья обучающихся: духовой и оркестр джазовой музыки (лечит астму, дыхательные заболевания), вокал (лечит дыхательные заболевания и некоторые болезни связанные с со слухом и голосом), хореография (корректирует осанку), лепка и керамика (развитие моторики рук) и т.д. Имеют здоровьесберегающее значение фольклорные игры: песенное или танцевальное, прикладное и декламационное творчество. Творческую деятельность детей современные психологии, педагоги, валеологи и даже биологи склонны называть не случайно процедурами «этнотерапии», так как в творчестве укрепляется эмоциональное здоровье.