Ребёнок расплакался на занятии по хореографии…
— По маме соскучился?
— Плохо себя чувствует?
— Кто-то обидел?
Нет, нет и ещё раз нет!
Что же тогда?
Ничего особенного — растяжку делаем…
Растяжка — это самый «плаксивый» вид тренажа на танцах, особенно, если у ребёнка нет природных данных. Как только не исхитряются педагоги, чтобы сгладить неприятные эмоции у детей и добиться ощутимых результатов!
А замечали, что девочки и мальчики растягиваются и плачут по-разному?
Давайте разбираться, с чем это связано — и как педагогу учитывать в работе гендерные различия.
Многочисленные исследования зарубежной и отечественной психологии показывают, что мальчики и девочки сильно различаются в отношении болевого ожидания.
При этом мальчики:
— менее чувствительны к боли,
— лучше или легче переносят боль,
— менее охотно отчитываются о боли.
Девочки:
— более настороженны в отношении боли,
— с трудом переносят болевые ощущения,
— чаще жалуются на боль.
Согласно гендерным стереотипам мальчик не должен «плакать как девчонка», если ему больно. Ведь стойко терпеть боль — признак настоящего мужчины. Исходя из этого «правила» мальчишки на растяжке стараются быть мужественными и не демонстрировать «девчачье» поведение.
Однако из каждого правила есть исключения. И педагог-хореограф может столкнуться с тем, что и мальчики начинают плакать, отказываться от занятий, жаловаться, что болит спина и ноги.
В любом случае (и с мальчиками, и с девочками) педагогу совместно с родителями необходимо:
— выяснить, в каких именно случаях ученик испытывает боль;
— отнестись к проблеме с сочувствием и пониманием — объяснить ребёнку, что это нормально и со временем это пройдёт;
— мотивировать на успешные достижения.
Чтобы уменьшить неприятные ощущения во время растяжки, стараемся переключить внимание детей:
— на яркую красивую картинку на стене,
— на прекрасную/весёлую музыку,
— на успешное выступление,
— на дыхание и т. д.
На первых порах стимулируем детей за усиленные старания стикерами, наклейками. Постепенно уходим от внешних поощрений и больше используем комплименты и моральную поддержку: «Вы у меня молодцы!», «Я вами горжусь!»
и т. п. Когда ребёнок слышит подобное поощрение, то на подсознательном уровне происходит переключение с боли на успех. Со временем боль от растяжки начинает восприниматься как обычное явление и уже не доставляет столько дискомфорта, как на первых порах.
Однако, бывает и другая ситуация — когда физически развитые дети, часто способные, гибкие, начинают пропускать занятия, ссылаясь на болевые ощущения (при этом вне занятий такой ребёнок весел и подвижен).
Чтобы исключить манипуляции, в индивидуальной беседе попросите ребёнка описать — что и как у него болит. Это несложно сделать, если болевые ощущения реальны. Ученик, который демонстрирует «лжеболь» — будет затрудняться в пояснениях. На самом же деле, проблема может быть в простом отсутствии интереса к занятиям или отсутствии мотивации. Важно поговорить не только с самим ребёнком, но и с его родителями, выяснить — что происходит в его жизни в настоящий момент, нет ли стрессовых ситуаций.
Если выясняется, что мотивация пропала или снизилась по разным причинам:
— пришёл за компанию с друзьями, но разонравилось;
— не ожидал, что будет так трудно и т. д.
Постарайтесь замотивировать детей на продолжение занятий, но опять с учётом гендерных особенностей: мальчиков — ориентируем на успех и поощряем конкретные действия; девочек — ориентируем на избегание неудач, поощряем за хорошее впечатление на окружающих.
ПДО Комарова Ирина Александровна