Часто приходится наблюдать такую картину при посещении учреждений культуры и искусства: дошкольники или младшие школьники, а иногда и старшеклассники сбивают с ног зрителей, пришедших в театр или филармонию, хотя в соответствии с этикетом надо бы галантно дефилировать в фойе и говорить лишь: «Добрый вечер! Позвольте помочь Вам пройти в гардеробную» или «Здравствуйте! Какой сегодня приятный вечер!». Современному человеку необходимы мероприятия, которые были бы направлены не только на развлечение, но и несли бы культурную и эстетическую нагрузку. Такую функцию на себя могут взять балы. Ведь бал как культурная форма общественной жизни представляет собой синтез культуры отношений — танцевальной, музыкальной и художественной. От замысла до проведения бала участники проходят путь культурного самоопределения и созидания – путь совместного творения бала. В ходе подготовки к балу участники учатся танцевать, изучают этикет в практике общения, осмысливают ценности уважительных, доброжелательных взаимоотношений и правила поведения на балу, тем самым создают себя, объединяют вокруг сообщество культурных людей и новое культурное явление – танцевальный бал.
Именно поэтому возникла потребность у педагогов и воспитателей МБДОУ № 151, вдохновленных родителями малышей, попробовать организовать бал в рамках образовательной программы по танцевальному искусству. Браться за что-то новое всегда боязно, но игра стоила свеч. Маленькие кавалеры и дамы с удовольствием исполняли всю танцевальную программу бала. Все присутствующие – и педагоги, и родители, и гости – под вальс Штрауса торжественно вошли в зал. Завершали представление гостей дети. Они же вместе с педагогами сделали экскурс в историю традиционной бальной культуры, причем в форме загадок и викторины. Затем вместе с родителями исполнили танцевальные элементы программы. В финале поучаствовали в мастер-классе, разучив самые простые элементы танцев. Завершили программу массовым бальным танцем.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация бала – дело очень непростое, но нужное. Во-первых, балы носят поведенческий характер: дети учатся дисциплинированности, демонстрируют свои умения в этикете, познания в традиционной русской культуре, ярким представителем которой и является бал.
Во-вторых, участие в танцевальных балах позволяет прочувствовать прелесть мелодий, наполняет движения и душу изяществом, мягкостью и добротой.
В-третьих, старинные культурные традиции сохранились в веках не просто так, в них заключена мощная гуманитарная сила и воспитательный потенциал.
В настоящее время культура балов активно развивается, а танцы, блиставшие в прошлых веках, вновь интересны и модны. Бал может быть результатом образовательного процесса, а подготовка к нему – частью воспитательной программы. Возможен синтез двух программ – этикетной и танцевальной. Прекрасная традиция проведения танцевальных балов возвращается, и мы очень этому рады!
Педагог-организатор О. П. Пономарева